План внеурочной деятельности на 2021-2022 учебный год


Внеурочная Деятельность

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

План внеурочной деятельности МКОУ Яменской СОШ на 2021-2022 учебный год разработан в соответствии с:

-Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

 - приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

- санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в образовательных организациях, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10»;

-постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» и от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдых и оздоровление детей и молодёжи»;

Внеурочная деятельность направлена на достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Цель внеурочной деятельности:

-создание условий для  проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и  культурных традиций.

Задачи внеурочной деятельности:

-обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

-оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

-улучшить условия для развития ребенка;

-учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Принципы организации внеурочной деятельности:

-соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;

-опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;

-опора на ценности воспитательной системы школы;

-свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Внеурочная деятельность в рамках реализации данной модели осуществляется через:

-план внеурочной деятельности образовательного учреждения (5 часов в неделю для каждого ученика  в классе);

-организацию деятельности групп продленного дня;

-классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);

-деятельность иных педагогических работников (социального педагога, педагога-психолога, учителя-логопеда) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования.

Координирующую роль выполняет классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:

-взаимодействует с педагогическими работниками;

-организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

-организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;

Внеурочная деятельностьв школеорганизуется по основным направлениям развития личности: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное.

Целью духовно-нравственного направления является освоение детьми духовных ценностей  мировой и отечественной культуры, подготовка их к самостоятельному выбору нравственного образа жизни, формирование гуманистического мировоззрения, стремления к самосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненной практике.

Социальное направление помогает детям освоить разнообразные способы деятельности: трудовые, игровые, художественные, двигательные умения, развить активность и пробудить стремление к самостоятельности и творчеству.

Общеинтеллектуальное направление предназначено помочь детям освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира, развить познавательную  активность, любознательность.

Общекультурная деятельность ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру, формирование активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков.

Спортивно-оздоровительное направление создает условия для полноценного физического и психического здоровья ребенка, помогает ему освоить гигиеническую культуру, приобщить к здоровому образу жизни, формировать привычку к закаливанию и физической культуре.

Содержание занятий сформировано с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляется посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, таких, как экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые  исследования, общественно полезные практики и т. д. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой аудиторной недельной нагрузки учащихся. Принципы чередования учебной и внеурочной деятельности определяются образовательным учреждением, исходя из необходимости обеспечить достижение планируемых результатов реализации основной образовательной программы, на основании запросов обучающихся, родителей (законных представителей), а также имеющихся кадровых, материально-технических и других условий.

            В  качестве оценки результатов внеурочной деятельности  являются два основных кри­терия:

1)   продуктивность деятельности;

2)   удовлетворенность участников деятельности ее организаци­ей и результатами.

Эти же критерии целесообразно избрать и для выявления эффек­тивности внеурочной деятельности. Для оценки продуктивности внеурочной деятельности учащихся можно избрать и другие показатели, ха­рактеризующие продуктивность внеурочной деятельности младших школьников:

-знания, умения и навыки, сформированные у школьников в процес­се занятий в объединениях дополнительного образования и в ходе подготовки и проведения внеурочных воспитательных дел;

-достижения учащихся в культивируемых видах внеурочной деятель­ности.



План внеурочной деятельности

для 1-4 классов МКОУ Яменской СОШ, реализующего программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО, на 2021-2022 учебный год

Направление 

Название объединения

Класс

Часов

Техническое

Математика и конструирование

3

1

3D моделирование

1

1

Туристско-краеведческое

 

Моя малая родина

1

1

Страницы истории России

2

1

Земля наш общий дом

2

1

География в сказках

3

1

Моя история

2

1

Люби книгу

2

1

Занимательная экология

3

1

Тайны русского языка

3

1

Художественное

Чудесный мир аппликации

1

1

Умелые ручки

1

1

Культурнок

3

1

Естественнонаучное

Удивительный мир книг

1

1

Юный грамотей

2

1

Юный астроном

3

1

Школа математических мудрецов

2

1

Школа вежливых наук

2

1

Занимательная математика

2

1

Занимательная экология

3

1

Моя первая экология

1,4

1

Физкультурно-спортивное

Практические задачи по математике

3

1

По тропе здоровтя




Планета здоровье

1

1


За здоровьем в школу

3

1


Шахматы – в школе

3

1


Подвижные игры

1

1


Я пешеход и пассажир

1,4

1


Шахматы в школе

1

1


Планета здоровья

1

1

Социально-педагогическое

Умники и умницы

2

1

Скорочтение

2

1


Основы финансовой грамотности

2

1


Работа с текстом

2

1


Считайка

2

1


Математика

3

1


Читай-ка

3

1


Весёлая грамматика

2

1


Азбука нравственности

1

1


Эрудит

1

1


Юным умникам и умницам

3

1


Школа развития речи

3

1


Проектная деятельность

2

1


Секреты русского языка

2

1


Удивительный мир книг

2

1


Наш дружный класс

3

1


Проектная деятельность

3

1


Фестиваль школьных праздников

1

1


Занимательная математика

1

1


Путешествие в страну этикета

1

1


В мире книг

1, 4

1


Этика: Азбука добра

1,4

1


Весёлые уроки этики

1

1


Занимательная информатика




            

 Для изучения продуктивности внеурочной деятельности в соответ­ствии с предлагаемыми показателями можно использовать такие мето­ды, как беседа, тестирование, анализ результатов участия в мероприя­тиях состязательного характера (соревнование, конкурс, олимпиада и т.п.), экспертная оценка специалистов, анализ содержания «портфолио достижений» ребенка. Второй критерий - удовлетворенность учащихся, их родителей и педагогов организацией внеурочной деятельности и ее результатами. Для изучения состояния удовлетворенности детей и взрослых, при­нимающих участие во внеурочной деятельности, можно использовать такие диагностические приемы и методы, как педагогическое наблю­дение, беседа, анкетирование, ассоциативный рисунок.


 





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

План внеурочной деятельности МКОУ Яменской СОШ на 2021-2022 учебный год разработан в соответствии с:

- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

- санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в образовательных организациях, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10»;

-постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» и от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдых и оздоровление детей и молодёжи»;

Для организации внеурочной деятельности используется модель, построенная  на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения. Она предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя, классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед, педагоги дополнительного образования и другие).

Цель: создание эффективных условий развивающей среды для воспитания и социализации школьников 5-9 классов в процессе организации внеурочной деятельности.

Задачи:

- выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;

- оказание помощи в поисках «себя», путем предоставления широкого спектра элективных курсов, кружков, секций;

- создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

- формирование системы компетенций в избранном направлении деятельности;

- развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;

- создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

- развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

- расширение рамок общения с социумом;

- достижение личностных и метапредметных результатов.

Принципы организации внеурочной деятельности:

- соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;

- опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;

- опора на ценности воспитательной системы школы;

- свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Внеурочная деятельность в рамках реализации данной модели осуществляется через:

-план внеурочной деятельности образовательного учреждения, а именно, 5 часов в неделю;

-дополнительные образовательные программы общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования);

-образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;

-классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);

-деятельность иных педагогических работников (социального педагога, педагога-психолога) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования.

Координирующую роль выполняет классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:

-взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;

-организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

-организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;

-организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

Внеурочная деятельность в школе организуется по основным направлениям развития личности: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное.

Целью духовно-нравственного направления является освоение детьми духовных ценностей  мировой и отечественной культуры, подготовка их к самостоятельному выбору нравственного образа жизни, формирование гуманистического мировоззрения, стремления к самосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненной практике.

Социальное направление помогает  учащимся освоить разнообразные способы деятельности: трудовые, игровые, художественные, двигательные умения, развить активность и пробудить стремление к самостоятельности и творчеству.

Общеинтеллектуальное  направление предназначено помочь учащимся освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира, развить познавательную  активность, любознательность.

Общекультурная деятельность ориентирует учащихся на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру, формирование активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков.


Спортивно-оздоровительное направление создает условия для полноценного физического и психического здоровья ученика, помогает ему освоить гигиеническую культуру, приобщить к здоровому образу жизни, формировать привычку к закаливанию и физической культуре.

Содержание данных занятий сформировано с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляется посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.

Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой аудиторной недельной нагрузки учащихся. Принципы чередования учебной и внеурочной деятельности определяются образовательным учреждением исходя из необходимости обеспечить достижение планируемых результатов реализации основной образовательной программы, на основании запросов обучающихся, родителей (законных представителей), а также имеющихся кадровых, материально-технических и других условий. В  качестве оценки результатов внеурочной деятельности  являются два основных кри­терия:

1)   продуктивность деятельности;

2)   удовлетворенность участников деятельности ее организаци­ей и результатами.

Эти же критерии целесообразно избрать и для выявления эффек­тивности внеурочной деятельности. Для оценки продуктивности внеурочной деятельности учащихся используются и другие показатели, ха­рактеризующие продуктивность внеурочной деятельности школьников:

-знания, умения и навыки, сформированные у школьников в ходе подготовки и проведения внеурочных воспитательных дел;

-достижения учащихся в культивируемых видах внеурочной деятель­ности.

     Для изучения продуктивности внеурочной деятельности в соответ­ствии с предлагаемыми показателями можно использовать такие мето­ды, как беседа, тестирование, анализ результатов участия в мероприя­тиях состязательного характера (соревнование, конкурс, олимпиада и т.п.), экспертная оценка специалистов, анализ содержания «портфолио достижений».

    Второй критерий - удовлетворенность учащихся, их родителей и педагогов организацией внеурочной деятельности и ее результатами. Для изучения состояния удовлетворенности детей и взрослых, при­нимающих участие во внеурочной деятельности, используются такие диагностические приемы и методы, как педагогическое наблю­дение, беседа, анкетирование.

Результаты внеурочной деятельности

     Внеурочная деятельность направлена, в первую очередь, на достижение планируемых результатов освоения соответствующей основной образовательной программы школы. Модель организации внеурочной деятельности описывает инструменты достижения этих результатов.

Классификация результатов внеурочной деятельности

1 уровень результатов

Приобретение социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни

2 уровень результатов

Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества

3 уровень результатов

Получение опыта самостоятельного общественного действия

  Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самоорганизации. Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности работы по реализации модели внеурочной деятельности.

План внеурочной деятельности

МКОУ Яменской СОШ, реализующей программы основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на 2021-2022 учебный год

Направление 

Название объединения

Класс

Всего часов

Духовно-нравственное

 Юнармия


8,9

5/


Общество

9

1

Общекультурное

ИЗО - студия

7

4


Музыкальный мир

5

4

Социальное

Клуб PROфото

5,6

7

Спортивно-оздоровительное

Спортивные игры

5, 6, 7, 8, 9

17




Общеинтелектуальное

Решение логических задач

7






Русский язык и культура речи

6

1


Реальная Математика

6

1


Информатика в задачах

9

2


Мировая география

9

1


Химический эксперемент

5

4


Юные биологи

7,8

7


Физика в задачах

8

3

                                            










Пояснительная записка

            План внеурочной деятельности МКОУ Яменской СОШ на 2021-2022 учебный год разработан в соответствии с:

- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

- санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в образовательных организациях, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10»;

-постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» и от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдых и оздоровление детей и молодёжи»;

Для организации внеурочной деятельности используется модель, построенная  на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения. Она предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя, классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед, педагоги дополнительного образования и другие).

Цель: создание эффективных условий развивающей среды для воспитания и социализации школьников 10-11 классов в процессе организации внеурочной деятельности.

Задачи:

- выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;

- оказание помощи в поисках «себя», путем предоставления широкого спектра элективных курсов, кружков, секций;

- создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

- формирование системы компетенций в избранном направлении деятельности;

- развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;

- создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

- развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

- расширение рамок общения с социумом;

- достижение личностных и метапредметных результатов.

Принципы организации внеурочной деятельности:

- соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;

- опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;

- опора на ценности воспитательной системы школы;

- свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС и создается в целях формирования единого образовательного пространства школы для повышения качества образования и реализации процесса становления личности в разнообразных развивающих средах. Внеурочная деятельность является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

 Внеурочная  деятельность направлена на  становление личностных характеристик выпускника, на достижение личностных и метапредметных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. Часы, отведенные на внеурочную деятельность, используются для проведения общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев и других мероприятий. Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни.

Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.

Согласно Стандарту «внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

План внеурочной деятельности в 10 классах включает в себя:

  •  реализацию курсов внеурочной деятельности по учебным предметам;
  • организацию воспитательных мероприятий.

Организация внеурочной деятельности на уровне среднего общего образования предусматривает гибкость в распределении нагрузки при подготовке воспитательных мероприятий и общих коллективных дел, а также возможность использования для проведения внеурочной деятельности каникулярного времени.

Во внеурочной деятельности в 10 классах предусмотрены следующие предметы


- «Язык – наше духовное богатство»(русский язык) 




 

- «Всем наукам наука» (математика)


- «Я – исследователь» (физика, химия)

 

«Растем здоровыми»  (физкультура)

 


На воспитательные мероприятия отводится 1 час в неделю. Такие мероприятия направлены на формирование мотивов и нравственных ценностей обучающихся. Эти мероприятия осуществляются как в рамках реализации общешкольного плана воспитательной работы, так и с учетом профиля обучения.


План внеурочной деятельности

 для 10-11 классов МКОУ Яменской СОШ, реализующей программы основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на 2021-2022 учебный год






Направление 

Название объединения

Класс

Всего часов

Духовно-нравственное

 Юнармия


10

2

Социальное

Право

11

2

Общеинтелектуальное

Биология в задачах

10,11

2

Реальная Математика

11

1