• +7 (47340) 4-96-01
Ямное, Советская ул, 2а
Информационные материалы санитарно-просветительской направленности
28 Октября 2019 в 15:32

 Чистые руки


На протяжении последних лет ГО г. Воронеж относится к территории «риска» по заболеваемости детей от 0  до 14 лет, детей 15-17 лет включительно.


Рост заболеваемости зарегистрирован по болезням костно-мышечной системы и соединительной ткани – на 42,2%, болезням органов пищеварения – на 33,2%, травмам, отравлениям и некоторым другим последствиям воздействия внешних причин – на 6,3%, отдельным состояниям, возникающих в перинатальном периоде – на 3,8%, некоторым инфекционным и паразитарным болезням – на 1,7% .


 Одной из причин возникновения инфекционных заболеваний и пищевых отравлений – грязные руки.


 Чистота кожи рук  - основное условие её нормального состояния. В поверхностном слое кожи имеется большое число потовых желез и воло­сяных мешочков, в которых задерживаются пыль, грязь, болезнетворные микроорганизмы. Кроме того, здесь постоянно скапливаются продукты обмена, вы­деляемые самой кожей (сало, пот, роговые чешуйки). Все это необ­ходимо систематически смывать. Только здоро­вая и незагрязненная кожа может выполнять свои разнообразные функ­ции. 


На коже грязных рук могут находиться возбудители инфекционных заболеваний, вызывающих норовирусную и ротавирусную  инфекции, дизентерию, холеру, острый гепатит А, брюшной тиф и др.


Скапливающиеся на коже жир, пот, пыль закупоривают поры, куда открываются протоки потовых, сальных желез, и, разлагаясь, образуют неприятно пахнущие и раздражающие кожу вещества, которые ведут к расчесам и потертостям. Гноеродные микробы, микроскопические грибы, легко проникая через поврежденную кожу (расчесы, ссадины, трещины, потертости и т. п.), могут вызывать гнойничковые и грибковые заболевания. Большую роль в профилактике гнойничковых заболеваний кожи играет своевременная обработка мелких травм дезинфицирующими средствами (спиртовой раствор йода,  кислота борная, кислота салициловая, спирт этиловый,  бриллиантовый зеленый, калия перманганат, раствор перекиси водорода, фурацилин), а также применение бактерицидных пластырей.


Основные средства личной гигиены для ухода за кожей - вода и мыло. Пот, чешуйки, кожное сало наиболее хорошо удаляются с поверхности кожи теплой водой.


Руки  необходимо мыть:


  • после посещения туалета;

  • перед приготовлением еды;

  • перед едой;

  • после того, как вы прикасались к сырому мясу, яйцу, мясу птицы;

  • после того, как сморкались или чихнули;

  • после соприкосновения с животными, даже домашними;

  • после посещения общественных мест;

  • после использования общественного транспорта;

  • после уборки дома и работы, связанной с уборкой мусора;

  • после  контакта с  больными, их вещами и предметами ухода;

  • до и после обработки раны;

  • после пользования деньгами;

  • после работы с землей (копка, внесение  удобрений, посадка растений,  прополка и т.п.);

  • когда руки очевидно грязные или появились сомнения в их чистоте.

Правила  мытья рук:


Многие при мытье рук, просто обмывают их водой и на этом процесс окончен. Такое «мытьё» приводит к тому, что микроорганизмы лишь начинают быстрое и активное размножение. Влажная и теплая среда очень благоприятна для микроорганизмов.


Правильная техника мытья рук включает в себя использование достаточного количества мыла (кускового или жидкого) и промывание рук под проточной водой.  Если на руках имеются  украшения, то перед мытьем рук их необходимо снять  (украшения тоже желательно помыть отдельно).


Вначале необходимо убедиться, что все необходимые средства для мытья находятся под рукой - мыло, полотенце (желательно бумажное, дома -индивидуальное), вода и в некоторых случаях мусорное ведро. Если одежда с длинными рукавами, то их необходимо закатать.


  1. Необходимо смочить руки и мыло под струей воды.

  2. Ладони нужно намылить мылом.

  3. Мыло необходимо размылить до образования мыльной пены.

  4. В течение  20-30 секунд нужно мылить поверхность рук (эффективность моющих средств  зависит и от  времени их воздействия). Необходимо  потереть все пальцы, ладони и поверхность рук, запястье, почистить ногти, стараясь как бы втереть под них мыло (в домашних условиях использовать для этих целей специальную щеточку). При выполнении данной процедуры  руки под струей воды держать не нужно.

  5. Промыть руки под струей воды  (минимум 10 секунд).

  6. Повторить процедуру намыливания и мытья рук ещё раз.

  7. После мытья руки нужно хорошо высушить: вытереть полотенцем (в общественных местах  бумажным или электрополотенцем).

  8. Во время первого наливания рук, необходимо намылить и вымыть кран,  т.к. до него перед мытьем всегда прикасаются грязными руками, следовательно, на кране могут находиться возбудители  инфекций  (можно открывать и закрывать кран бумажным полотенцем).

  9. Использованные бумажные полотенца (для вытирания рук, открывания и закрывания крана) нужно выбросить в мусорное ведро, не дотрагиваясь до него руками.

Во время умывания нужно избегать разбрызгивания воды. Если используется кусковое мыло, то мыльница для него должна быть постоянно сухая, чтобы мыло могло в ней высохнуть, а не наоборот мокнуть. Полотенце следует держать в чистоте и сухости и своевременно менять, или использовать бумажные полотенца.


Проведенные эксперименты показали, что количество нанесенных на чистую кожу бактериальных культур уменьшается на 85% через 10 мин. Вывод прост: чистая кожа имеет бактерицидные свойства, грязная - во многом их утрачивает. Открытые участки тела в большей степени подвержены загрязнению. Особенно много вредных микроорганизмов находится под ногтями, поэтому уход за ними очень важен -  чаще остригайте их и держите в чистоте.


При невозможности помыть руки водой с помощью мыла - используйте влажные салфетки.


Не грызите ногти, не принимайте пищу грязными руками. Мытьё рук может показаться скучным и ненужным занятием; но правильная гигиена рук снижает опасность попадания в организм серьезных заболеваний с помощью микроорганизмов.


 


               Профилактика расстройств зрения у детей


Организм ребенка восприимчив ко всякого рода воздействиям, поэтому именно в детском возрасте развитию зрения и профилактике заболеваний глаз должно быть уделено особенное внимание.


 Хорошее зрение зависит от множества самых разнообразных факторов как внутренних (наличие болезней, характер питания, наследственная предрасположенность и т.д.), так и внешних (различные ушибы, падения, травмы глаза, плохие условия зрительной работы и т.д.).


В предупреждении зрительных расстройств ведущую роль играет общее укрепление организма, чему в значительной степени содействует определенный распорядок жизни и устранение таких неблагоприятных факторов как напряженная длительная зрительная нагрузка на близком расстоянии в неблагоприятных условиях (недостаточна освещенность, неудобная поза, несоответствие роста размерам мебели).


Частое нарушение режима дня выражается в постоянном недосыпании, недостаточном пребывании на свежем воздухе, резком ограничении двигательной активности и т.д.


Параллельно с ростом и развитием всего детского организма наблюдается большая изменчивость всех элементов глаза и формирование его оптической системы. Этот процесс особенно интенсивно протекает в период от 1-го до 5-ти лет жизни ребенка. В этом возрасте значительно увеличивается размер глаза, вес глазного яблока, преломляющая сила глаза.


Сказывается это на изменении остроты зрения (способности глаза видеть предметы четко) и рефракции (преломляющей силе глаза). Острота зрения, равная 1,0 (т.е. норма) формируется у детей не сразу, а колеблется в зависимости от их возраста. Большинство детей при рождении имеет дальнозоркую рефракцию, которая в дошкольном возрасте (от 3-х до 5-ти лет) всё ещё значительно преобладает над нормальной. И только с 6 лет наблюдается тенденция к уменьшению числа детей с дальнозоркостью.


В возрасте от 3-х до 7-ми лет причиной понижения остроты зрения бывает и близорукость. По данным многих авторов, число близоруких детей в дошкольном возрасте увеличивается почти в 2 раза: 1,5% - в 3 года и 3,0% - в 7 лет.


Среди учащихся, поступающих в 1 класс, от 15% до 20% детей имеют остроту зрения ниже 1,0 (правда, чаще вследствие дальнозоркости). Нарушение остроты зрения у таких детей приобретено не в школе, а появилось еще в дошкольном возрасте.


Увлечение родителей ранним приобщением детей дошкольного возраста к буквам и чтению, когда еще не сформировавшийся глаз подвергается значительной нагрузке, приводит к перегрузке органа зрения, истощению его резервных возможностей и в конечном итоге к расстройствам и заболеваниям глаз.


Внимание к развитию зрения у детей необходимо уделять и максимальное расширять профилактические мероприятия крайне важно с дошкольного возраста, когда ещё можно способствовать правильному возрастному развитию зрения.


Для охраны зрения детей необходимо правильно организовывать занятия в домашних условиях.


Дома дети особенно любят рисовать, лепить, а в более старшем дошкольном возрасте - читать, писать, играть с конструктором. Эти занятия требуют постоянного активного участия зрения.


Общая продолжительность занятий дома в течение дня не должна превышать 40 минут в возрасте от 3-х до 5-ти лет и 1-го часа в 6-7 лет. Желательно, чтобы дети занимались как в первую, так и во вторую половину дня, при этом между занятиями необходимо выделать время для активных игр и пребывания на свежем воздухе. Однотипные занятия, связанные с напряжением зрения, должны прерываться каждые 10-15 минут для отдыха.


Следует предоставить детям возможность походить или побегать по комнате, сделать несколько физкультурных упражнений, подойти к окну и посмотреть вдаль.


Чтобы улучшить зрение ребенка, нужно подобрать для него соответствующие игрушки и игры. Полезна любая игрушка, которая прыгает, вертится, катится и движется. Полезны любые игры с использованием мяча. Целесообразно уменьшить время игр, способствующих пристальному смотрению (шахматы, шашки, головоломки и т.д.).


Правильные зрительные привычек у детей нужно формировать с 2-3 лет. Учите детей периодически моргать, не горбиться, не давайте им возможность смотреть пристально, просите чаще менять взгляд с ближнего на дальние предметы и обратно. Превратите эти упражнения из игры в привычку. Длительный просмотр телевизора, занятия на компьютере, планшете, мобильном телефоне оказывают неблагоприятное влияние на зрение.


 Длительность непрерывного просмотра или занятий для дошкольников не должна превышать 30 минут, оптимальное расстояние для зрения - 2,0-5,5 м от экрана телевизора, и 40 см от экрана компьютера, сидеть необходимо не сбоку, а прямо перед экраном. В комнате при этом должно быть обычное естественное или искусственное освещение. Важно, чтобы свет от других источников не попадал в глаза. Во время занятий свет должен падать на книгу, бумагу, тетрадь равномерно, в то же время голова и лицо ребенка должны оставаться в тени. Лучше всего заниматься с настольной лампой, оставляя при этом общее освещение. Особенно это важно в темное время дня. Нужно избегать наклона головы близко к предмету работы, лучшее расстояние для зрительной деятельности - 30-35 см. Желательно исключить из поля зрения ребенка во время работы различные бликующие или отражающие поверхности. И, конечно, не надо забывать о правильном положении тела - не сутулиться, стараться сидеть достаточно расслабленным, делать гимнастику для глаз.


Наиболее частыми формами нарушений зрения в детском возрасте являются косоглазие и близорукость. Лучший способ избежать глазных болезней у детей - это регулярное проведение лечебных осмотров (в возрасте 3-х лет - 1 раз в полугодие, а от 4-7 лет - 1 раз в год). Помните, что чем раньше выявлен тот или иной вид зрительных нарушений, тем прогноз лечения благоприятнее.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Информационные материалы санитарно-просветительской направленности фотография №1Информационные материалы санитарно-просветительской направленности фотография №2Информационные материалы санитарно-просветительской направленности фотография №3Информационные материалы санитарно-просветительской направленности фотография №4